Поиск по сайту

Сейчас на форуме (гостей: 71, пользователей: 4, из них скрытых: 0) Юрий Князев, Всеволод Владимиров, Олег Марков, XXXVIki XXXVIkiUW
Всего зарегистр: 7605

Обсуждали: 138

Всего форумов: 8
Всего тем: 192
Всего сообщений: 1700

Title

Студентам первого года обучения следует подготовить материалы для реферата по темам занятий.

Пример реферативного сообщения.

 

Нэцкэ- слово японского языка буквально означающее "предмет на конце шнура". Это миниатюрные изделия из кости, дерева, фарфора или металла в виде забавных фигурок людей, зверушек, насекомых.

В старину нэцкэ изготавлялись и служили в качестве противовеса при подвешивания к поясу-оби лаковых миниатюрных коробочек для лекарств - инро, или кисетов для табака - сагэмоно.

Сейчас японские нэцкэ это прежде всего предмет коллекционирования, и многие музеи мира гордятся своими коллекциями японских нэцкэ. Наиболее крупная из них находится в Британском Музее.

Различаются несколько видов нэцкэ. Наиболее распространенный тип - катабори нэцкэ - трехмерные изображения людей, животных и других объектов.

Второй тип - это нэцкэ, изображающие маски традиционных японских театров Но-о, Бугаку, Кёген, Саругаку, - это, так называемые, мэн-нэцкэ.

Круглые нэцкэ, похожие на пуговицы относятся к типу мандзю-нэцкэ.

Материалом для неэцкэ служила слоновая кость, рог, моржовый бивень, древесина кипариса, самшита, японской хурмы, сандала, черного эбенового дерева, а также фафор и металл. Нэцкэ бывают как с подписью автора, так и неподписные - в разное время не все японские мастера придерживались традиции подписывать свои работы; это никак не отражается на ценности и, соответственно, на стоимости нэцкэ

В 17-м веке японские художники начали изготавливать тщательно продуманные миниатюрные скульптуры, известные как нэ́цкэ (яп. 根付) и выполнявшие совершенно прозаическую функцию. Дело в том, что традиционная японская одежда, косодэ и кимоно, не имеет карманов. Людям, носившим её, нужно было где-то держать различные личные предметы, такие, как трубка, табак, деньги, печати и лекарства.

Изящным решением стало размещение таких вещей в особых емкостях (называемых сагэмоно), подвешиваемых на шнурке, перекинутом через пояс кимоно (оби). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были красивые ящички (инро), которые закрывались с помощью одзимэ, бусины, скользившей по шнуру. Какой бы ни была форма такой ёмкости, лучшим способом её крепления на поясе стала резная зацепка, похожая на пуговицу, называемая нэцкэ.

Этот предмет, зачастую изготовленный на высоком художественном уровне, имеет долгую историю, отразившую важные стороны японской жизни и фольклора. Производство нэцкэ было наиболее распространено в Японии в период Эдо, с 1615 по 1868 год. В наши дни это искусство живо, а резчики, некоторые работы которых оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более), живут по всему миру, не только в Японии. Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

  • катабори - самый известный вид нэцкэ, компактная трёхмерная фигурка, размером от двух до восьми сантиметров
  • анабори - подвид катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
  • саси - удлинённая форма катабори, напоминающая палочку, около 15 см длиной, крюк на конце которой служил для зацепки; использовались до того, как появились настоящие нэцкэ
  • маска - самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута
  • мандзю - нэцкэ в виде толстого диска, который обычно покрывают рельефной резьбой, иногда делается из двух половинок
  • рюса - похожа на мандзю, но резьба прорезная, напоминающая кружева
  • кагамибута - тоже сходна с мандзю, но с металлическим диском, служащим крышкой, закрывающей миску, которая обычно изготавливается из слоновой кости. Металл богато украшается с использованием широкой гаммы техник.
  • нэцкэ с секретом - любая нэцкэ, которая делает что-нибудь, имеет движущиеся части или скрытый сюрприз
  • слоновая кость была лучшим материалом до запрещения её применения
  • дерево, самшит и другие твёрдые породы, второй по популярности материал в период Эдо, используется поныне
  • металл применяется для акцентирования в некоторых типах нэцкэ и для крышечек кагамибута
  • зуб гиппопотама - заменитель слоновой кости
  • рог носорога
  • коралл
  • глина/фарфор
  • лак
  • плетёный бамбук

Более любого другого искусство нэцкэ отразило природу породившего его общества. Причины этого лежат вне рамок данной статьи, но можно упомянуть, что они включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения японцев вследствие обычаев и законов. В результате нэцкэ показывают все стороны жизни Японии своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремёсла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:

  • люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и т. д.
  • животные: знаки восточного гороскопа и другие
  • растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину
  • божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, нэцкэ изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму, приносят удачу
  • предметы; самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное
  • абстрактные: символы мон, узоры
  • сексуальные (сюнга): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание

Одни нэцкэ изображают простые объекты, другие - целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.

История возникновения нэцкэ, как вида прикладного искусства, уходит корнями в далекую древность. Специфика кимоно исключает возможность прятать в карманы кисеты с табаком, инро, кошельки, ключи и письменные принадлежности. Издавна все эти чрезвычайно необходимые хозяину вещи привязывались специальным шелковым шнурком к поясу кимоно, на котором фиксировались с помощью брелока-противовеса. История ношения поясных брелоков существовала во многих культурах мира: известно, что в древнем Китае их изготовляли в третьем веке до нашей эры. В период династии Минь (1368—1644гг.) резные брелоки имели несколько названий: чжуй-цзы и пэй-чуй. Вероятно, именно они и послужили впоследствии прототипами японских нэцкэ.   

Впрочем, в Японии утилитарную функцию противовесов поначалу исполняли ничем не примечательные кружочки из бамбука. Изготовление же резных фигурок небольшого размера (от двух до семи сантиметров) началось лишь в середине XVI века, и получило широкое распространение в период Токугава (1603—1868гг.) От другого типа японской мелкой пластики — окимоно, фигурка нэцкэ отличается сквозным отверстием «химотоши», в которое продевались концы шнура, привязанного, в свою очередь, к широкому поясу «оби».

Интересно, что первые нэцкэ древние мастера изготовляли из древесных корней, раковин, и даже тыкв. По мере роста популярности нэцкэ, их стали вырезались из дерева (груши, сливы или самшита) рога носорога, зуба кашалота и кости кита-нарвала, а также мамонтовой, слоновой и моржовой кости. Стремясь к декоративным эффектам, мастера использовали дорогостоящие полудрагоценные поделочные камни: яшму и «императорский» нефрит, морские кораллы и пластинки черепахового панциря. Иногда нэцкэ изготовлялись из металла, который после окончания работы покрывали эмалью. Самые изысканные нэцкэ созданы из очень хрупкого сырья — фарфора и янтаря. Дороговизна материала, замысловатость и изысканность сюжета древних нэцкэ были напрямую связаны с социальным статусом их владельца. Кроме того, форма и тип нэцкэ тоже зачастую диктовались вкусом заказчика — поэтому, для бесшабашных и азартных игроков, мастера вырезали нэцкэ в форме змеи и черепа, поклонники театра приобретали нэцкэ с масками актеров театра. А купцы предпочитали носить у себя на поясе фигурку бога богатства. В целом же, фигурки нэцкэ традиционно имеют символику пожелания счастья их владельцу, очевидно поэтому знаменитые «Семь богов счастья»: Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису, пользовались огромной популярностью среди всех японцев, как своеобразные обереги и амулеты. Фигурки животных — Крысы или Мыши, олицетворяющей зажиточность и домашний очаг, Кота, символизирующего благополучие и долгую жизнь, или лунного Кролика Усаги-Цукино со ступкой, готовящего волшебный эликсир бессмертия — имели неизменный успех. Самым же сильным амулетом, приносящем владельцу удачу, богатство и власть, считались нэцкэ в виде могущественного покровителя императорского дома — Дракона Риндзин.

В период своего расцвета, нэцкэ имели множество видов, различных по форме и декоративному оформлению. Наиболее визуально эффектный и чрезвычайно популярный среди коллекционеров тип нэцкэ — «катабори». Это трехмерная фигурка мифического персонажа или животного, которая, к слову, очень часто воспроизводится и современными мастерами. Другой тип нэцкэ — «кагамибута» — мастера создавали в виде небольшой чаши, которая закрывалась крышкой, украшенной золотом или перегородчатой эмалью. Именно к внутренней стороне этой крышки, отполированной до зеркального блеска, и крепился специальный шнурок, на котором кагамибута подвешивалась к поясу кимоно. На плоских овальных нэцкэ, повторяющих форму рисового печенья «мандзю» (от которого они и получили свое название), мастера вырезали сюжетные сценки с мифологическими героями или животными. На нэцкэ типа «рюса» традиционно изображались цветочные орнаменты, птицы и арабески...

 На XVIII век приходится настоящий пик популярности нэцкэ. Появляются специализированные цеха резчиков нэцкэ, а имена наиболее известных мастеров — у всех на слуху. В этот период официально зарегистрированы работы более чем двух тысяч профессиональных мастеров-резчиков. Современным антикварам и специалистам-экспертам хорошо знакомы имена самых известных создателей нэцкэ — Томоказу, Йошимура, Кайгокусаи, Томотика, Масанао, Масака, Томотада и др. Лучшие образцы нэцкэ отличаются продуманной архитектоникой и пропорциональностью, тщательной проработкой деталей и фактуры. Для истинного шедевра характерна сложная продуманная композиция, которую можно рассматривать со всех сторон, большую роль играют глубина рельефа и свето-теневые контрасты. С помощью золочения и лакировки мастера стремились акцентировать внимание зрителя на любопытных деталях.

Среди наиболее известных крупных коллекционеров на Западе — американец В. Бошар, начавший собирать свою коллекцию в 1945 году, во время своей военной службы в Японии. Впоследствии, он навсегда там поселился, и путешествуя по провинции, сумел собрать самую крупную в мире частную коллекцию японских нэцкэ. Как истинный поклонник японского искусства, Бошар сам написал ряд статей про нэцкэ, а также перевел на английский язык работу известного японского искусствоведа У. Рейкики. К сожалению, огромная и очень ценная коллекциия В.Бошара не сохранилась в своем первоначальном виде. Несколько лет назад его наследники распродали всю коллекцию по частям на аукционе Southbey’s.

Теперь о коллекциях нэцкэ.

В Украине один из самых крупных собирателей нэцкэ — Андрей Иванов, его коллекция насчитывает около 600 антикварных экземпляров, датированных XVII—ХХ веками. Широко известен и коллекционер Александр Фельдман: окимоно и нэцкэ в его коллекции датируются XIX — XX веками.

Произведения швейцарца Корнеля Шнайдера также составляют гордость экспозиции. Решающим фактором в его творческой карьере стала его поездка в Южную Африку. Эта страна поразила воображение Шнайдера своими культурными традициями и экзотической природой. Именно здесь он увлекся вырезанием миниатюрных скульптур, с помощью самого элементарного инструмента — карманного ножа. По возвращению в Швейцарию, Корнель Шнайдер посетил выставку нэцкэ и сразу же «загорелся» этим искусством (его излюбленные материалы — самшит и янтарь). Другой зарубежный мастер — Гай Р. Шо, родился в Сассексе, Великобритания. Художественное образование он получил в Колледже искусства и дизайна. Свою первую нэцкэ Гай Шо вырезал в 1978 году, после чего регулярно принимал участие в выставках, международных симпозиумах и съездах по искусству нэцкэ. В киевской галерее экспонируются замечательные образцы этого тонкого и лирического мастера — «Молчаливая флейта Эбони», «Глаз шторма», «Бамбук». Натуралистичные, тщательно нюансированные произведения Гай Шо находятся не только в частных коллекциях по всему миру, но и во многих музеях Европы, Америки и Японии. Огромной утратой для поклонников нэцкэ стала преждевременная кончина мастера в 2003 году, однако его работы, как и образцы древних японских мастеров — вне времени. Творчество украинских мастеров удивляют авторской фантазией и высокотехничным использованием самых разнообразных материалов. Произведения Галины Мудровской, работающей в основном с костью, украшают многие частные и музейные коллекции: в частности, одна из ее работ была приобретена в 1992 году Московской оружейной палатой. Анатолий Тарапака начал заниматься резьбой по дереву с 1978 года, экспонировал свои работы в «Украинском доме». Его произведения разошлись по зарубежным коллекциям, а чудесный сагемоно-ансамбль «Аист» красуется на очень ценном японском кимоно, принадлежавшем известному певцу Кеничи Микава. Сергей Горьков осваивал технологию резьбы самостоятельно, кроме того, он сам изготовляет все инструменты, стремясь к тому, чтобы его работы «воспринимались как трехмерные гравюры». Анатолий Кравчук предпочитает работать с деревом самшит, сегодня в галерее экспонируется его «Бог богатства Хотэй». Олег Дорошенко работал художником-оформителем на заводе «Арсенал», а с 1990 года начал работать в мастерской при малом предприятии «Пектораль» под руководством Д. Фрида, его работы находятся в Петербургском музее «Петрополь» и «Оружейной палате» в Москве. Сергей Иващенко закончил ювелирное училище, а резьбой по кости стал заниматься с 1990 года. В галерее «Нэцкэ» сейчас экспонируется его «Мышь на кинчаку». Андрей Шилов был модельером на ювелирном предприятии, в 2002 году увлекся резьбой миниатюрных скульптур, его нэцкэ находятся во многих частных коллекциях. Одна из последних работ мастера — нэцкэ «Поросенок» вырезанный из бивня мамонта. Александр Степаненко отдает предпочтение анималистике, с 80-х годов активно сотрудничал с Художественным Фондом Украины. В 2005 году на международной выставке «Лазурная волна» в Одессе он получил второе место за изделие «Великое в малом», созданное в соавторстве со Станиславом Дрокиным.

 

Фото из галереи