Поиск по сайту

Сейчас на форуме (гостей: 179, пользователей: 5, из них скрытых: 0) Кирилл Панфилов, Илья Смирнов, Леонид Лаврентьев, XXXVki XXXVkiOE, RobertTup RobertTupVZ
Всего зарегистр: 7592

Обсуждали: 137

Всего форумов: 8
Всего тем: 190
Всего сообщений: 1698

7 апреля 1945 г. “ Ямато ” в составе небольшого соединения шел к острову Окинава, для нанесения удара по высадившимся американским войскам.

07.04.2012
В октябре 1934 года Управление кораблестроения императорского флота получило задание от Главного морского штаба ВМС Японии рассмотреть вопрос о создании нового линкора. Первый вариант проекта закончили уже 10 марта 1935 года. По этому варианту, получившему обозначение А140, предполагалось построить корабль стандартным водоизмещением 69500 т, длиной 295 м, вооруженный девятью 460-мм орудиями с носовым расположением трехорудийных башен. Его паротурбинная механическая установка мощностью 200000 л.с. теоретически обеспечивала линкору скорость 31 узел.
Однако выяснилось, что японские машиностроители не готовы к производству столь мощных (по 50000 л.с. на вал) турбин. Следует отметить, что 16 вариантов проекта предусматривали носовое расположение орудий главного калибра по образцу английских линейных кораблей типа “Нельсон”, построенных в 1927 г.
В июне 1936 г. заканчивается разработка предпоследнего варианта проекта, который предусматривал использование четырехвальной паротурбодизельной установки мощностью 135000 л.с.; из них 60000 л.с. приходилось на дизели, принятые в качестве главных двигателей во всех вариантах проекта, начиная со второго. Конструкторы предполагали установить двухтактные дизели двойного действия мощностью свыше 10000 л.с. каждый
К этому времени в Японии создали мощные двухтактные дизели, которые установили в качестве главных двигателей на плавучей базе подводных лодок “Тайгей” и на судах снабжения “Цуругизаки” и “Такасаки”. В частности, на плавучей базе “Тайгей”, имевшей водоизмещение 10500 т, стояло два четырехцилиндровых дизеля мощностью по 7000 л.с., которые обеспечивали судну скорость 20 уз, а на однотипных двухвинтовых базах “Цуругизаки” и “Такасаки” водоизмещением по 13000 т установили восьмицилиндровые дизели суммарной мощностью 39000 л.с., обеспечивавшие скорость 29 уз.
Через два месяца после окончания предпоследнего варианта проекта перед конструкторами возникла непредвиденная трудность — в процессе эксплуатации выявились серьезные неполадки в новых дизелях. Это заставило проектировщиков отказаться от первоначальных намерений и внести предложение — установить на линейном корабле в качестве главных двигателей только паровые турбины общей мощностью 150000 л.с. Всего в период с 1934 по 1937 г. было выполнено 25 вариантов проекта, большинство из которых имели 460-мм орудия главного калибра (только в двух случаях предусматривались 406-мм орудия). Проект линкора, одобренный в рамках Третьей программы пополнения флота Японии (принятой в 1937 г.) разрабатывался под руководством вице-адмирала К.Фукуда, Окончательный вариант проекта был готов в марте 1937 г.
Заказ на первые два корабля, получивших наименование “ Ямато ” и “Мусаси”, выдали немедленно после завершения проектных работ, тогда как два другие (“Синано” и № 111) заказывались уже по Четвертой программе пополнения флота, принятой в 1939 г. Эти линейные корабли незначительно разнились от первых двух. Основное отличие состояло в уменьшении толщины бронирования вследствие применения более стойкой поверхностно закаленной (цементированной) брони, изготовленной по технологии, разработанной в Японии и в установке 100-мм зенитных орудий образца    1938 г. вместо принятых на первых двух кораблях орудий калибром 127-мм. Внешний вид кораблей типа “ Ямато ” соответствовал общепринятым для большинства японских кораблей канонам. Неровную линию (с “горбом” в средней части) седловатости японских боевых кораблей можно считать функциональной необходимостью, а не данью восточной традиции. Японские судостроители придерживались принципа, что высота надводного борта в носовой оконечности должна определяться требованиями к обеспечению мореходности, а кормовую оконечность нужно проектировать как можно ниже; высота же борта в средней части регламентировалась сочетаниями требований к удобству размещения вооружения и механизмов с требованиями к остойчивости. Кроме этого, понижение надводного борта за пределами средней части способствовало уменьшению массы корпуса без снижения общей продольной прочности. Все это и приводило к искривленным линиям верхней палубы, характерным для японского кораблестроения. Высота надводного борта проектируемого линкора в носу составляла 10 м, а в корме – 6,4 м.
Корабли имели очень высокий коэффициент полноты мидель-шпангоута (0,974), плоское днище и два руля, расположенных в диаметральной плоскости, при этом вспомогательный руль находился в нос от главного. Отличительной особенностью линкоров являлась и малая осадка, соответствующая условиям плавания в прибрежных водах Японии.
В отличие от громоздких пагодообразных надстроек, традиционной особенности японских линкоров, башенноподобную носовую надстройку кораблей типа “ Ямато ” значительно упростили, придав ей обтекаемую форму. Площадь надстройки по фронту и бортам составляла соответственно 162 и 371 м; состояла она из башни с внутренним цилиндром. Сама башня имела почти прямоугольную форму, насчитывала 11 ярусов (считая от верхней палубы) и возвышалась над ватерлинией на 38,1 м. В ней располагались: штурманская рубка, сигнальный, пеленгаторный, контрольный и навигационный посты, боевая и ходовая рубки, посты наблюдения за подводными лодками. Внутренний цилиндр диаметром 1,5 м, выполненный из броневой стали толщиной 20 мм, служил для прокладки линий связи, а также шахтой 4-местного лифта.
Посты управления огнем противоминной и зенитной артиллерии располагались в кормовой надстройке. “ Ямато ” стал первым японским кораблем, оборудованным, хотя и не для всех жилых помещений, системой кондиционирования воздуха.
Ходовым качествам линейных кораблей типа “ Ямато ” уделялось очень много внимания. С целью выбора наилучших обводов корпуса в бассейне научно—исследовательского института ВМС в Токио было испытано 50 моделей. Это привело к значительному отступлению от существовавших тогда в японской практике правил, в частности — к отказу от клиперской формы носовой оконечности в пользу бульбообразной. На основании обширных модельных испытаний были выбраны оптимальные обводы носового бульба, форма кронштейнов гребных валов и линий установки скуловых килей. Все это позволило снизить сопротивление движению в пределах 5—8%, что означало уменьшение потребной мощности примерно на 16000 л.с. при скорости 27 уз.
Линейные корабли типа “ Ямато ” проектировались с таким расчетом, чтобы они удовлетворяли высшим требованиям, предъявляемым к живучести. Так, например, в случае затопления всех незащищенных броней отсеков плавучесть неповрежденной бронированной цитадели должна была обеспечить нахождение корабля на плаву и сохранение остойчивости с углом заката диаграммы в 22°. В случае затопления всех пустых отсеков одного борта угол крена не должен был превысить 18°. С целью снижения массы заклепочных соединений и повышения их прочности вся наружная обшивка в средней части корабля соединялась внакрой, а в оконечностях, где шероховатость оказывает наиболее сильное влияние на скорость корабля, соединение листов обшивки выполнялось вгладь на стыковых планках. Принятая смешанная схема заклепочных соединений обшивки хорошо зарекомендовала себя в дальнейшем.
Для уменьшения массы корпуса предусматривались меры по использованию бронирования в качестве элементов набора. Например, нижняя часть бортовой брони выполняла двойную функцию: защиты корабля и прочной продольной связи корпуса. Такое конструктивное решение стало применяться в японском флоте (вначале для броневых листов средней толщины) с тех пор, как ведущий японский кораблестроитель доктор Хигара использовал впервые этот способ в 1925 г. на тяжелом крейсере “Фурутака”, тактико-технические элементы которого произвели сильное впечатление на судостроительные и военно-морские круги других стран.
Кроме того, для изготовления неответственных конструкций корпуса широко использовалась электросварка. С ее помощью выполнили большую часть работ по монтажу надстроек. Общая длина сварных швов достигла 500 тыс. м. При этом израсходовали свыше 750 тыс. электродов. В продольных элементах набора широко использовалась сталь повышенной прочности СД (сталь “Дукол”), близкая по своим механическим свойствам к гомогенной броне. Она служила определенной защитой от осколков и допускала более высокие нагрузки, что позволило снизить общую массу корпуса. Поскольку сталь СД относили к высокопрочным, то допускаемые напряжения принимались более высокими, чем при применении обычной судостроительной стали. Двойная диаметральная переборка играла важную роль в обеспечении продольной прочности и, кроме того, служила промежуточной опорой для бронированной главной палубы, что позволило несколько снизить массу ее опорных конструкций.
Линейные корабли типа “ Ямато ” имели более мощное бронирование, чем все другие линкоры за всю историю кораблестроения, однако при этом следует отметить, что, за исключением румпельных отделений и палубной брони в оконечностях, броневая защита ограничивалась цитаделью, занимавшей всего 54% от длины корабля по ватерлинии. С целью повышения защитных свойств при попадании снарядов с больших дистанций (при больших углах падения) бортовая броня располагалась с развалом под углом 20°.
Главный броневой пояс (сталь марки ВЗ) имел толщину 410 мм, ширину 5500 мм (из них 3000 мм выше ватерлинии) и доходил до уровня главной палубы, а в районе носовых башен главного калибра поднимался несколько выше. Броня типа ВЗ применялась только на линейных кораблях типа “ Ямато ” и только для плит толщиной свыше 280 мм. К моменту постройки этих кораблей японцы еще не разработали удовлетворительного способа насыщения углеродом поверхностного слоя броневых плит (цементации), так что броня типа ВЗ имела достаточно высокое содержание углерода и поэтому оказалась излишне хрупкой. Очень интересной особенностью схемы защиты можно считать наличие подводного броневого пояса, начинающегося у нижней кромки главного пояса и служившего одновременно противоторпедной переборкой. Этот пояс в районе машинно-котельных отделений имел толщину 200 мм, уменьшающуюся у днища до 75 мм, а в районе башен главного калибра увеличивающуюся до 175 и 270 мм. Идея установки мощного пояса бортовой брони в подводной части, предназначавшегося для защиты от бронебойных снарядов при близких промахах, когда снаряд уходил под воду и попадал в борт корабля ниже ватерлинии, зародилась в Японии еще в 1923 г.
Нижняя часть сильно наклоненных к оконечностям (под углом 30° к вертикали) необычайно ломанных по форме траверзов имела толщину 270 мм (такую же, как и подводный броневой пояс), а их верхняя часть выполнялась из броневых плит толщиной 300 мм. За траверзами установили по одной (также наклоненной) противоосколочной переборке толщиной 16 мм.
Наиболее мощно была защищена боевая рубка. Толщина ее стенок составляла 500 мм, крыши — 200 мм, пола — 75 мм, а идущая к ней от главной палубы цилиндрическая шахта имела толщину стенок 300 мм. Главный пост управления огнем защищался 150-мм плитами. Этим и ограничивалось бронирование носовой части надстройки. Отказ от полного ее бронирования привел впоследствии к очень большим потерям личного состава от взрывов бомб и огня крупнокалиберных пулеметов американских самолетов, атаковавших “ Ямато ” в его последнем походе.
Главная броневая палуба располагалась не у нижней кромки главного пояса бортовой брони, как это было принято ранее, а у верхней кромки этого пояса, и имела скос у бортов под углом 7°. Такой “подъем” броневой палубы позволил разместить главные двигатели и котлы, имевшие значительную высоту, а также уменьшить площадь главного пояса, который не доходил до уровня броневой палубы. Такой же “подъем” палубы находился перед барбетом второй башни главного калибра. Позади барбета наклон шел под более крутым углом, и поэтому здесь толщину плит увеличили до 320 мм. Горизонтальная часть главной броневой палубы имела толщину 200 мм, а ее наклонные участки — 230 мм. Это считалось достаточным для противодействия 1000-кг бронебойной авиационной бомбе, сброшенной с высоты 3500 м. Жизненно важные части корабля имели дополнительное бронирование из плит толщиной 35—50мм.
Работы по созданию корабельных орудий особо крупного калибра в Японии начались с 20-х годов, во время проектирования линкоров типа 13 по так называемой программе “8—8”, согласно которой планировалась постройка 8 линейных кораблей и 8 линейных крейсеров. Эти корабли планировалось вооружить восемью 460-мм орудиями. Было изготовлено два таких орудия с длиной ствола 45 калибров. Проектирование артиллерийской системы типа 94 калибром 460 мм возобновилось в 1934 г. под руководством инженера С.Хада и закончилось в 1939 г.; в том же году начался ее серийный выпуск. С целью дезинформации указывался заниженный калибр в 40 см. Всего изготовили 27 орудий.
Вначале изготовили опытный образец трехорудийной установки с орудиями типа 94. После испытаний на полигоне приступили к изготовлению серийных орудий. Шесть таких систем установили на “ Ямато ” и “Мусаси”. Для линкора “Синано” успели собрать еще одну полностью готовую артсистему, а одна осталась незаконченной. Количество боезапаса главного калибра на линкорах типа “ Ямато ” составляло 100 выстрелов на ствол. Система подачи к орудиям была несколько необычной — по 60 снарядов для каждого ствола хранилось в погребах во вращающейся части башен. Японские специалисты считали, что такого количества выстрелов вполне достаточно для одного морского боя. Снарядные погреба находились непосредственно под главной палубой. Были предусмотрены системы их орошения и затопления через кингстоны с гидроприводом (время затопления — 20 мин).
Башни главного калибра имели линейно-возвышенное расположение. Оси стволов орудий первой башни, расположенной на расстоянии 72,5 м от форштевня, возвышались над ватерлинией на 11,28 м, второй башни — на 14,38 м. Благодаря большей высоте надводного борта в кормовой части чем в носовой, орудия третьей башни были подняты на высоту 12,95 м (на 1,67 м больше, чем первой).
Снаряды главного калибра немногим отличались от европейских. Бронебойный снаряд типа 91 был спроектирован для входа в воду под углом 17° неподалеку от корабля противника и поражения его подводной части. Такой снаряд на дистанции не более 20 тыс. м теоретически мог пробить вертикальную броню толщиной 570 мм, а горизонтальную — 420 мм. Артиллерийские системы главного калибра обладали хорошими баллистическими качествами. Рассеивание залпа из 4—5 стволов на максимальной дальности стрельбы находилось в пределах 450—550 м. При полном бортовом залпе этот показатель увеличивался незначительно.
Противоминная артиллерия состояла из четырех трехорудийных башенных установок калибра 155 мм с длиной ствола 60 калибров. Две башни размещались по концам надстроек на высоких барбетах для стрельбы поверх башен главного калибра и две — побортно на верхней палубе в районе дымовой трубы. Небольшие по размерам корпуса башен имели толщину лобовой брони 75 мм, толщину боковых стенок и крыши 25 мм. 75-мм барбеты опирались на главную палубу. Дальность стрельбы составляла 27400 м, скорострельность — 5 выстр./мин, живучесть ствола — 250—300 выстрелов, угол возвышения — +55°, угол снижения — -10°, угловая скорость поворота — 5 град./с, масса снаряда — 55,9 кг, масса заряда — 19,5 кг. Боеприпасы подавались вручную, для чего требовалась специально подготовленная прислуга.
Универсальный калибр состоял из шести двухорудийных полубашенных установок типа 89 калибра 127 мм с длиной ствола 40 калибров. Они располагались на надстройке, у дымовой трубы, по три установки на борт. Дальность стрельбы равнялась 14800 м, скорострельность— 14 выстр./мин, живучесть ствола— 800—1500 выстр., угол возвышения — +90°, угол снижения — - 8°, угловая скорость поворота — 16 град./с, масса снаряда — 23 кг, масса заряда — 4,0 кг.
По проекту на корабль устанавливалось восемь трехорудийных зенитных автоматических установок типа 96 калибра 25 мм с длиной ствола 60 калибров. Четыре автомата, защищенные от дульных газов орудий главного калибра, располагались в гнездах на носовой части надстройки, а остальные — на кормовой. Дальность стрельбы по горизонтали составляла 6800, по вертикали — 5000 м, скорострельность — 22 выстр./мин, масса снаряда — 250 г, численность расчета — 9 человек.
На каждом корабле имелось по два спаренных крупнокалиберных пулемета типа 93 калибра 13 мм, установленных на носовой надстройке. Их скорострельность равнялась 450 выстр./мин, дальность стрельбы по горизонтали — 6000, по вертикали — 4000 м.
В процессе службы, с учетом опыта боевых действий, когда авиация приобретала все большее значение, артиллерийское зенитное вооружение линейных кораблей неоднократно усиливалось: “ Ямато ” довооружался четыре, а “Мусаси” — три раза. В окончательном виде артиллерийское вооружение линейных кораблей составляло: “ Ямато ” — 9 460-мм, 6 155-мм, 24 127-мм, 152 25-мм орудия, 4 13-мм пулемета; “Мусаси” — 9 460-мм, 6 155-мм, 12 127-мм, 130 25-мм орудий, 4 13-мм пулемета.
Во время войны, кроме усиления зенитной артиллерии с переделкой ее системы управления огнем, изменили систему управления рулевым приводом и снизили вместимость топливных цистерн.
Авиационное вооружение состояло из семи двухместных гидросамолетов — разведчиков-корректировщиков типа “О” (обозначение союзников “Пете”) со скоростью 230 км/ч. Они размещались со сложенными крыльями в ангаре под квартердеком и поднимались наверх с помощью крана. В корме на пилонах установили две бортовые катапульты длиной по 18м.
Для подъема гидропланов с воды, и для установки их на катапульты в корме располагался кран, используемый также для обслуживания 16 шлюпок (9 из них моторные), хранившихся в эллингах под квартердеком с целью защиты от воздействия на них дульных газов орудий главного калибра. Эллинги несколько выступали за борта корабля и закрывались с кормы двойными воротами.

Ямато  (Yamato) 1937/1945
Войдя в строй в 1941 году " Ямато " сразу же стал флагманом Объединенного императорского флота. В то время как легкие японские корабли и линейные крейсера типа "Конго" участвовали в большинстве операций, главные силы японского флота оставались на якорной стоянке в Хасиро во внутреннем море, получив у японских моряков презрительное название "хасирского флота".
Первая операция, в которой участвовал " Ямато ", оказалась крайне несчастливой для японцев - это было сражение у атолла Мидуэй 4-6 июля 1942 года. С августа 1942 года по май 1943-го " Ямато " базировался на островах Трук, оставаясь флагманом Ямамото. В мае 1943 года он отправился на базу в Куре для текущего ремонта и переоборудования, продолжавшихся до июля того же года. На нем было усилено зенитное вооружение, и к тому же он получил первый образец своей РЛС. С июля по декабрь 1943 года " Ямато " вновь базировался на остров Трук. В сентябре на нем был установлен радар типа "21.Mod.3". 24 декабря невдалеке от островов он получил в борт торпеду с американской лодки "Скейт" и после непродолжительного ремонта на Палау ушел для основательного ремонта в Куре. Поскольку одновременно на линкоре произвели некоторые работы, связанные с модернизацией вооружения (вновь усилена зенитная артиллерия, установлены новые РЛС типов "22" и "13"), ремонт затянулся до апреля 1944 года. Вступив в строй линкор в мае пришел в Сингапур, где в это время были сконцентрированы основные силы японского флота. В июне того же года оба сверхлинкора приняли участие в сражении у Марианских островов (американцы называют его битвой в Филиппинском море). После участия в конце октября в самом большом сражении второй мировой войны на море - битвы в заливе Лейте, где он получил лишь незначительные повреждения, " Ямато " базировался в Японии (с 23 ноября 1944 года), откуда и вышел в свой последний поход в  апреле  1945 года.
7   апреля  1945 г. “ Ямато ” в составе небольшого соединения шел к острову Окинава, для нанесения удара по высадившимся американским войскам. Авиационное прикрытие у соединения отсутствовало и на линкор было совершено три налета, в которых участвовало около 200 самолетов. “ Ямато ” получил попадания от 4 до 12 тяжелых авиабомб и от  7  до 12 авиационных торпед, причем почти все поразили корабль в левый борт. Попадание последней торпеды увеличило крен корабля до 20°. Крен продолжал нарастать, и через некоторое время произошел внутренний взрыв, снесший носовую и кормовую башни главного калибра. После двухчасового боя “ Ямато ” перевернулся и затонул. Из 2767 чел. экипажа погибло 2498, включая командира корабля.

Возврат к списку

Фото из галереи